Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

«Искорки» и их душа - Надежда Зайцева

21.02.2017, 18:22      Новости Шебекино

1996-й - стал годом рождения шебекинского яркого и талантливого коллектива – народного театра танца «Искорки». Это сейчас его родной дом Дворец культуры, а когда-то, двадцать лет тому назад, все начиналось в балетном классе Центра развития ребенка – детского сада N12. Маленьким несмышленышам танцевальное искусство открывала Надежда Петровна Зайцева. Громкое название словно обязало их гореть и не угасать. Сегодня «Искорки» - один из востребованных коллективов учреждения культуры. Сегодня – это большая танцевальная сила и мощь, за которой годы большого труда, преодоления, поражений и громких побед, внутренних нескончаемых переживаний ее, безудержно любящей искусство танца, Надежды Петровны Зайцевой. Она шла непростым путем к тому, что любила, чем жила, что давало ей силы. Волевой характер матери-сибирячки, талантливой певуньи-самоучки, которая прошла войну, передался ей генетически. А иначе просто нельзя было бы объяснить, как можно выстоять в непростых, личных жизненных обстоятельствах. Жизнь била по щекам, а она становилась сильнее и закаленнее. На глазах у нее был пример родителей, как надо правильно жить. А по-другому она жить просто не хотела. Любимым своим детищем Н. Зайцева считает номер «Знатоки» - постановку с философской подоплекой, где в финале из орущей толпы звучит вопрос: «Что наша жизнь?». Игра… Прекрасная задумка, танец красивый, из числа тех «вещей», шедевров, про которые говорят «без сучка, без задоринки». По этому номеру всегда узнают коллектив в области, и за ее пределами. Узнаваемы «Искорки» и по «Федориному горю», «Чудакам», композициям «От рассвета до заката», «Скамейка», «Бабушка моя». Узнаваемы потому, что всегда их руководитель оставался требовательным. В первую очередь к самой себе. Выкладываться по полной, работать на «всю катушку», трудиться в поте лица – это было каждодневной нормой. Жалеть танцующих - означало дать им шанс на скорый провал. Хореография, как и спорт, воспитывает в человеке волю, если даже тяжело, все равно надо продолжать. А здесь коллектив: ошибался один - страдали все. Это рождало упорство в каждом танцующем ребенке.

Что наша жизнь? Игра…

Сидя в зрительном зале, наблюдая за танцорами, видишь только красоту происходящего. Красоту движений, лиц, образов. Игра ли это? В каком-то смысле - да, а если разобраться, то и нет одновременно. Ведь на сцене в эти минуты, когда танцуют они, рождается история. Ее не было до этой минуты, ее никто не проживал ранее. Только им знакомы чувства, которые свойственны героям, они и есть сами герои своих историй, их настоящее воплощение. Ведь даже на репетициях все происходит иначе, чем в главные минуты танцевального спектакля, который смотрит зритель.

- Очень люблю ставить танцы яркие, позитивные. Наша жизнь и так сложная, всякое-разное бывает. И пройдя такую «волнистую», «полосатую» жизнь сама, где было много всего, мне, наверное, легко ставить номера. Помогает большой багаж неоднообразной жизни, - признается Надежда Петровна. – Может, и хорошо, что я не ждала от жизни подарков, что она била меня по макушке. Я сделала вывод: все равно после ночи наступает рассвет. Хореография – это особый труд. Если хореограф толковый, он может создать композицию, чтобы танец рассказывал. А он должен читаться со сцены, пониматься зрителем. И дети с удовольствием танцуют, когда знают, о чем этот танец.

У нас разминка идет очень солидная, насыщенная. Кроме того, что они выполняют классический тренаж, а это сложно, стоят у станка, растягиваются, держат спинку, мышцы себе «разворачивают». У нас еще техника «прыжковая», вращения, много идет акробатики. Все это вместе перекликается. Ведь танцор должен быть техничным, волевым. Ребенок может быть «растянутым сильно, пополам складываться», но главное его эмоции, а у нас театр танцев, где надо все рассказать мимикой, пластикой.

Танец – это маленькая жизнь, а в случае моей героини, он длиной всей жизни. Но как сама признается женщина, у нее были хорошие учителя: Римма Андреевна Акиншина, Виктор Владимирович Сизоненко. И самый первый учитель – Алексей Иванович Чугай, танцевавший в театре оперы и балета имени Кирова в Ленинграде. Он ей пророчил хорошее будущее балетмейстера.

«Когда в тебя вложили очень много…

…ты не имеешь право оставить все себе и держать это. Надо отдавать максимально людям, чтобы и они тоже отдавали другим».

Надежда Петровна танцами начала заниматься достаточно поздно, по профессиональным меркам. В то самое время, когда осваивала профессию крановщика мостовых и башенных кранов в училище. По счастливой случайности артист Ленинградского театра оперы и танца имени Кирова, тот самый Алексей Чугай, переехал жить в Казахстан. Проезжал по училищам в поисках группы для танцевальных занятий. Так и набралось двенадцать мальчиков и двенадцать девочек, среди которых была и юная Надя.

Надежда Петровна хоть и была творческой натурой, но к своей рабочей профессии относилась с уважением, у нее было, как у Михалкова: «Все профессии важны, все профессии нужны…». Ей и крановщицей нравилось работать, вспоминает:

- Романтика тогда была. А я, как Баба Яга, на мостовом кране мотаюсь. Но нравилось. Рубашка в клеточку, брючки, косыночка.

Закончив строительное училище работала по профессии, а после с 1979 года училась в Белгородском культурно-просветительном училище. Чтобы себя как-то прокормить и платить за жилье, вынуждена была подрабатывать, не гнушаясь никаким трудом – мыла полы по вечерам или ранним утром, а потом бежала на занятия. Вот что она вспоминает:

- Влюблялась тогда в город. Училась, работала, плясала. Я тогда пошла танцевать, выбрав самый сильный коллектив, при витаминном комбинате. Мы даже участвовали в фестивале «Радуга», который снимался в телецентре «Останкино». Туда съезжались народные коллективы со всех уголков страны. Дополнительно занималась в театре пластики эстрадного танца.

После училища начинающему специалисту танцевального искусства посчастливилось какое-то время работать в Ясных Зорях, в школе-комплексе художественным руководителем. Жизнь повернулась так, что Надежда Петровна какое-то время работала на биохимическом заводе. Бывало так, как только станок сломался в цеху, а на первых порах пока налаживали производство, это бывало частенько, начинались «танцы Надежды». Надежда Петровна никогда не теряла веры в то, что все-таки будет заниматься любимым делом. Она понимала, что вложенное в нее мастерство не может оставаться нерастраченным, она должна этому учить других.

Ей так и говорили преподаватели в Белгородском училище, что такие, как она, студенты бывают один-два раз в десять лет. Но долгие годы в ее трудовой книжки значились совсем другие профессии, не связанные с танцами. Она успела поработать нянечкой в детском саду, уборщицей. А уже с 1996 года начала заниматься с детьми на базе дошкольного учреждения. Появился танцевальный ансамбль «Искорки», для участников которого она вместе с родителями по ночам шила костюмы.

«Искорки мои»...

- Для меня в жизни были только две мои дочери и «Искорки», - говорит Надежда Петровна. – И сегодня мне не стыдно за моих воспитанников. – Они у меня молодцы, многие уже сами преподают. Раньше у меня и пацаны были. С мальчишками работать сложно, но интересно. Всегда наготове был ремень (смеется).

Сегодня Зайцева и правда может гордиться своими танцорами. Самые старшенькие работают художественными руководителями: Рита Покутнева в Белянке, Наталья Чемерченко - в Первом Цепляево, Анюта Гончарова - в гимназии-интернате, другие хореографы в Москве и Санкт-Петербурге.

- Мы всегда участвовали конкурсах – это необходимо, как для личностного роста каждого участника коллектива, так и для его руководителя, который может посмотреть со стороны на ошибки в своих работах. Считаю, что нас всегда судили правильно, независимо от того, какое место мы занимали, - рассказала Н. П. Зайцева. – В прошлом году были на международном фестивале «Черноморский Олимп» в Сочи. Постановка у девчонок была хорошая, но сплоховали немного технически. Дала нагоняя, готовилась уже к худшему. А на гала-концерте объявили нас лауреатами первой степени. Жюри тогда и детей похвалило, и меня, отметив постановку, технику, что грамотно все в соответствии времени было придумано. Мои тогда плакали, и родители их тоже, от счастья. На весенних каникулах опять собираемся на фестиваль.

А со старшей группой художественному руководителю запомнилась поездка на международный фестиваль в 2005 году: Польша - Германия - Франция. Дети тогда получили огромное удовольствие, побывав за границей. Были там фуршеты, на которых после выступления они могли пообщаться с зрителями, жестами, мимикой, преодолевая языковой барьер. Просматривая часто видео танцевальных выступлений с девчонками, их первые танцевальные шаги в юном возрасте, главный наставник театра танца понимает, что «Искорки» - это уже целая большая история. Сейчас и она уже другой человек, чем была двадцать лет назад. Больше жалеет девчонок, хотя и тогда и сегодня их очень любила, любит и будет любить всегда.

Моя смена

Сегодня Надежда Петровна большие надежды возлагает на свою талантливую смену. Во многом помогает бывшая солистка «Искорок» Наташа Яковенко. У девушки, по словам старшего наставника, хорошие возможности для танцевального будущего, но она выбрала осваивать профессию специалиста по работе с молодежью. Но в любое свободное время в балетном классе помогает Зайцевой с детками, для них она - бесспорный авторитет.

- Вера Толитченко - хорошая дивчина, добрая, но пока находится в декретном отпуске. А в этом году к нам пришла, чему я очень рада, солистка ансамбля «Высота» Белгородской филармонии Олеся Жукова, - говорит Зайцева. – На нее большая надежда, сейчас работает со старшей группой. Результат ее деятельности - гран-при районного танцевального фестиваля «Хит-топ» и победа на фестивале «Осколданс». Постановка трагичная. Но она принесла успех. На Олесю дети смотрят открыв рот, у нее совершенно другое исполнение танца.

Общение с бессменным наставником театра танца «Искорки» было очень живым и искрометным. Надежда Петровна постоянно вскакивала со стула, жестикулируя руками, вспоминая тот или иной момент своей жизни. Все говорило в ней, что она творческая, эмоциональная натура. Оживленно вспоминала то, как она работала крановщицей, то, как танцевала в цеху, когда был сбой со станками, как переживала на конкурсах, как боялась, что не получится с поездкой на международный фестиваль. С улыбкой каждый раз она говорила о каждом придуманном ею номере, о том, как зачастую очень была кстати помощь директора Дворца культуры Александра Григорьевича Прокопчука, и как с ним очень легко работать.

Вот оно наглядное доказательство ее труда - сотни грамот, дипломов коллектива, которые я держала в руках во время нашего общения. А потом брала фотоальбом коллектива, а там целая жизнь! Солнечные улыбки, яркие костюмы, счастливые девчонки и «временами» мальчишки, веселые и драматичные истории жизни. Это ее заслуга, всему этому быть. Бесконечно веселой, немного сентиментальной, энергичной она по-прежнему продолжает оставаться сегодня, потому что очень любит жизнь, какие бы фокусы она не выкидывала. Любит своих замечательных дочерей, классных внуков, любит свои «Искорки».

Источник: krasnoe-znamya.info
 Читайте также:

1 июня - Международный день защиты детей

1 июня 2017 года в образовательных организациях Шебекинского района проведены мероприятия, посвящённые Дню защиты детей. № п/п Наименование мероприятия Время проведения мероприятия Ответственный Открытие летних пришкольных оздоровительных лаг..

Конференция в Прохоровке

30 мая 2017 года в п. Прохоровка на базе ФГБУК «Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле»» начала работу международная конференция «Противостояние: Сражения Великой Отечественной войны 1941-1945». Её гостями стали сотрудники музеев и архивов,..

Во всех школах Шебекинского района прозвенели последние звонки

25 мая 2017 года во всех общеобразовательных организациях города и района прошли праздничные мероприятия, посвящённые окончанию 2016-2017 учебного года. ..

Семинар по подготовке и передаче документов в архивы

24 мая 2017 г. ОГКУ «Государственный архив Белгородской области» (далее – госархив) совместно с управлением по делам архивов Белгородской области провел обучающий семинар по вопросам подготовки и передачи документов в архивы с учётом требований Правил организации хра..

Итоги соревнований по баскетболу по программе муниципального этапа Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»

22 мая 2017 года на базе СОШ № 1 с УИОП и СОШ № 4 прошли соревнования по баскетболу среди обучающихся (2004-2005 г.р.) общеобразовательных школ г. Шебекино и Шебекинского района по программе муниципального этапа Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные..

Вознесеновская СОШ - призер регионального этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»

С 19 по 21 мая 2017 года в городе Старый Оскол прошли соревнования по программе регионального этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания». В соревнованиях приняли участие обучающиеся 7-х классов из 17 сельских школ Белгородской обла..

Внеклассное занятие со студентами педколледжа

15 мая 2017 г. начальником отдела комплектования, ведомственных архивов и делопроизводства Матвейцевой И.А. принято участие в проведении открытого внеклассного мероприятия со студентами ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж». Авторами внеклассного мероприятия –..

Итоги соревнований по шашкам по программе муниципального этапа Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»

17 мая 2017 года на базе ШМБУ «Модельный дворец культуры» прошли соревнования по шашкам среди обучающихся общеобразовательных школ г. Шебекино и Шебекинского района по программе муниципального этапа Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры». ..

Мнение редакции интернет сайта riasv.ru никогда не совпадает с мнением, высказанным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города
Copyright © 2014-2017 riasv.ru - региональное информационное агентство