Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

«Искорки» и их душа - Надежда Зайцева

21.02.2017, 18:22      Новости Шебекино

1996-й - стал годом рождения шебекинского яркого и талантливого коллектива – народного театра танца «Искорки». Это сейчас его родной дом Дворец культуры, а когда-то, двадцать лет тому назад, все начиналось в балетном классе Центра развития ребенка – детского сада N12. Маленьким несмышленышам танцевальное искусство открывала Надежда Петровна Зайцева. Громкое название словно обязало их гореть и не угасать. Сегодня «Искорки» - один из востребованных коллективов учреждения культуры. Сегодня – это большая танцевальная сила и мощь, за которой годы большого труда, преодоления, поражений и громких побед, внутренних нескончаемых переживаний ее, безудержно любящей искусство танца, Надежды Петровны Зайцевой. Она шла непростым путем к тому, что любила, чем жила, что давало ей силы. Волевой характер матери-сибирячки, талантливой певуньи-самоучки, которая прошла войну, передался ей генетически. А иначе просто нельзя было бы объяснить, как можно выстоять в непростых, личных жизненных обстоятельствах. Жизнь била по щекам, а она становилась сильнее и закаленнее. На глазах у нее был пример родителей, как надо правильно жить. А по-другому она жить просто не хотела. Любимым своим детищем Н. Зайцева считает номер «Знатоки» - постановку с философской подоплекой, где в финале из орущей толпы звучит вопрос: «Что наша жизнь?». Игра… Прекрасная задумка, танец красивый, из числа тех «вещей», шедевров, про которые говорят «без сучка, без задоринки». По этому номеру всегда узнают коллектив в области, и за ее пределами. Узнаваемы «Искорки» и по «Федориному горю», «Чудакам», композициям «От рассвета до заката», «Скамейка», «Бабушка моя». Узнаваемы потому, что всегда их руководитель оставался требовательным. В первую очередь к самой себе. Выкладываться по полной, работать на «всю катушку», трудиться в поте лица – это было каждодневной нормой. Жалеть танцующих - означало дать им шанс на скорый провал. Хореография, как и спорт, воспитывает в человеке волю, если даже тяжело, все равно надо продолжать. А здесь коллектив: ошибался один - страдали все. Это рождало упорство в каждом танцующем ребенке.

Что наша жизнь? Игра…

Сидя в зрительном зале, наблюдая за танцорами, видишь только красоту происходящего. Красоту движений, лиц, образов. Игра ли это? В каком-то смысле - да, а если разобраться, то и нет одновременно. Ведь на сцене в эти минуты, когда танцуют они, рождается история. Ее не было до этой минуты, ее никто не проживал ранее. Только им знакомы чувства, которые свойственны героям, они и есть сами герои своих историй, их настоящее воплощение. Ведь даже на репетициях все происходит иначе, чем в главные минуты танцевального спектакля, который смотрит зритель.

- Очень люблю ставить танцы яркие, позитивные. Наша жизнь и так сложная, всякое-разное бывает. И пройдя такую «волнистую», «полосатую» жизнь сама, где было много всего, мне, наверное, легко ставить номера. Помогает большой багаж неоднообразной жизни, - признается Надежда Петровна. – Может, и хорошо, что я не ждала от жизни подарков, что она била меня по макушке. Я сделала вывод: все равно после ночи наступает рассвет. Хореография – это особый труд. Если хореограф толковый, он может создать композицию, чтобы танец рассказывал. А он должен читаться со сцены, пониматься зрителем. И дети с удовольствием танцуют, когда знают, о чем этот танец.

У нас разминка идет очень солидная, насыщенная. Кроме того, что они выполняют классический тренаж, а это сложно, стоят у станка, растягиваются, держат спинку, мышцы себе «разворачивают». У нас еще техника «прыжковая», вращения, много идет акробатики. Все это вместе перекликается. Ведь танцор должен быть техничным, волевым. Ребенок может быть «растянутым сильно, пополам складываться», но главное его эмоции, а у нас театр танцев, где надо все рассказать мимикой, пластикой.

Танец – это маленькая жизнь, а в случае моей героини, он длиной всей жизни. Но как сама признается женщина, у нее были хорошие учителя: Римма Андреевна Акиншина, Виктор Владимирович Сизоненко. И самый первый учитель – Алексей Иванович Чугай, танцевавший в театре оперы и балета имени Кирова в Ленинграде. Он ей пророчил хорошее будущее балетмейстера.

«Когда в тебя вложили очень много…

…ты не имеешь право оставить все себе и держать это. Надо отдавать максимально людям, чтобы и они тоже отдавали другим».

Надежда Петровна танцами начала заниматься достаточно поздно, по профессиональным меркам. В то самое время, когда осваивала профессию крановщика мостовых и башенных кранов в училище. По счастливой случайности артист Ленинградского театра оперы и танца имени Кирова, тот самый Алексей Чугай, переехал жить в Казахстан. Проезжал по училищам в поисках группы для танцевальных занятий. Так и набралось двенадцать мальчиков и двенадцать девочек, среди которых была и юная Надя.

Надежда Петровна хоть и была творческой натурой, но к своей рабочей профессии относилась с уважением, у нее было, как у Михалкова: «Все профессии важны, все профессии нужны…». Ей и крановщицей нравилось работать, вспоминает:

- Романтика тогда была. А я, как Баба Яга, на мостовом кране мотаюсь. Но нравилось. Рубашка в клеточку, брючки, косыночка.

Закончив строительное училище работала по профессии, а после с 1979 года училась в Белгородском культурно-просветительном училище. Чтобы себя как-то прокормить и платить за жилье, вынуждена была подрабатывать, не гнушаясь никаким трудом – мыла полы по вечерам или ранним утром, а потом бежала на занятия. Вот что она вспоминает:

- Влюблялась тогда в город. Училась, работала, плясала. Я тогда пошла танцевать, выбрав самый сильный коллектив, при витаминном комбинате. Мы даже участвовали в фестивале «Радуга», который снимался в телецентре «Останкино». Туда съезжались народные коллективы со всех уголков страны. Дополнительно занималась в театре пластики эстрадного танца.

После училища начинающему специалисту танцевального искусства посчастливилось какое-то время работать в Ясных Зорях, в школе-комплексе художественным руководителем. Жизнь повернулась так, что Надежда Петровна какое-то время работала на биохимическом заводе. Бывало так, как только станок сломался в цеху, а на первых порах пока налаживали производство, это бывало частенько, начинались «танцы Надежды». Надежда Петровна никогда не теряла веры в то, что все-таки будет заниматься любимым делом. Она понимала, что вложенное в нее мастерство не может оставаться нерастраченным, она должна этому учить других.

Ей так и говорили преподаватели в Белгородском училище, что такие, как она, студенты бывают один-два раз в десять лет. Но долгие годы в ее трудовой книжки значились совсем другие профессии, не связанные с танцами. Она успела поработать нянечкой в детском саду, уборщицей. А уже с 1996 года начала заниматься с детьми на базе дошкольного учреждения. Появился танцевальный ансамбль «Искорки», для участников которого она вместе с родителями по ночам шила костюмы.

«Искорки мои»...

- Для меня в жизни были только две мои дочери и «Искорки», - говорит Надежда Петровна. – И сегодня мне не стыдно за моих воспитанников. – Они у меня молодцы, многие уже сами преподают. Раньше у меня и пацаны были. С мальчишками работать сложно, но интересно. Всегда наготове был ремень (смеется).

Сегодня Зайцева и правда может гордиться своими танцорами. Самые старшенькие работают художественными руководителями: Рита Покутнева в Белянке, Наталья Чемерченко - в Первом Цепляево, Анюта Гончарова - в гимназии-интернате, другие хореографы в Москве и Санкт-Петербурге.

- Мы всегда участвовали конкурсах – это необходимо, как для личностного роста каждого участника коллектива, так и для его руководителя, который может посмотреть со стороны на ошибки в своих работах. Считаю, что нас всегда судили правильно, независимо от того, какое место мы занимали, - рассказала Н. П. Зайцева. – В прошлом году были на международном фестивале «Черноморский Олимп» в Сочи. Постановка у девчонок была хорошая, но сплоховали немного технически. Дала нагоняя, готовилась уже к худшему. А на гала-концерте объявили нас лауреатами первой степени. Жюри тогда и детей похвалило, и меня, отметив постановку, технику, что грамотно все в соответствии времени было придумано. Мои тогда плакали, и родители их тоже, от счастья. На весенних каникулах опять собираемся на фестиваль.

А со старшей группой художественному руководителю запомнилась поездка на международный фестиваль в 2005 году: Польша - Германия - Франция. Дети тогда получили огромное удовольствие, побывав за границей. Были там фуршеты, на которых после выступления они могли пообщаться с зрителями, жестами, мимикой, преодолевая языковой барьер. Просматривая часто видео танцевальных выступлений с девчонками, их первые танцевальные шаги в юном возрасте, главный наставник театра танца понимает, что «Искорки» - это уже целая большая история. Сейчас и она уже другой человек, чем была двадцать лет назад. Больше жалеет девчонок, хотя и тогда и сегодня их очень любила, любит и будет любить всегда.

Моя смена

Сегодня Надежда Петровна большие надежды возлагает на свою талантливую смену. Во многом помогает бывшая солистка «Искорок» Наташа Яковенко. У девушки, по словам старшего наставника, хорошие возможности для танцевального будущего, но она выбрала осваивать профессию специалиста по работе с молодежью. Но в любое свободное время в балетном классе помогает Зайцевой с детками, для них она - бесспорный авторитет.

- Вера Толитченко - хорошая дивчина, добрая, но пока находится в декретном отпуске. А в этом году к нам пришла, чему я очень рада, солистка ансамбля «Высота» Белгородской филармонии Олеся Жукова, - говорит Зайцева. – На нее большая надежда, сейчас работает со старшей группой. Результат ее деятельности - гран-при районного танцевального фестиваля «Хит-топ» и победа на фестивале «Осколданс». Постановка трагичная. Но она принесла успех. На Олесю дети смотрят открыв рот, у нее совершенно другое исполнение танца.

Общение с бессменным наставником театра танца «Искорки» было очень живым и искрометным. Надежда Петровна постоянно вскакивала со стула, жестикулируя руками, вспоминая тот или иной момент своей жизни. Все говорило в ней, что она творческая, эмоциональная натура. Оживленно вспоминала то, как она работала крановщицей, то, как танцевала в цеху, когда был сбой со станками, как переживала на конкурсах, как боялась, что не получится с поездкой на международный фестиваль. С улыбкой каждый раз она говорила о каждом придуманном ею номере, о том, как зачастую очень была кстати помощь директора Дворца культуры Александра Григорьевича Прокопчука, и как с ним очень легко работать.

Вот оно наглядное доказательство ее труда - сотни грамот, дипломов коллектива, которые я держала в руках во время нашего общения. А потом брала фотоальбом коллектива, а там целая жизнь! Солнечные улыбки, яркие костюмы, счастливые девчонки и «временами» мальчишки, веселые и драматичные истории жизни. Это ее заслуга, всему этому быть. Бесконечно веселой, немного сентиментальной, энергичной она по-прежнему продолжает оставаться сегодня, потому что очень любит жизнь, какие бы фокусы она не выкидывала. Любит своих замечательных дочерей, классных внуков, любит свои «Искорки».

Источник: krasnoe-znamya.info
 Читайте также:

Практическое занятие со студентами БелГУ

10 октября 2017 в ОГКУ «Государственный архив Белгородской области» среди студентов 1 курса историко-филологического факультета прошло внеклассное практическое занятие «Введение в профессиию». Была проведена работа с историческими источниками по их типологии. Автор меропри..

Вести из детско-юношеского центра «Атлант»

28 октября 2017 года в г. Пенза во Дворце спорта спортивных единоборств «Воейков» состоялся IV Межрегиональный турнир по самбо среди юношей и девушек 2003-2004 г.р. памяти сотрудников управления «А» ЦСН ФСБ России погибших при выполнении воинского долга. Турнир приобрел статус..

Проведена районная конференция «Новомученики и исповедники Церкви Русской. Уроки столетия»

30 октября 2017 года на базе ШМУ «Модельный дворец культуры» состоялось значимое в районе событие - районная конференция «Новомученики и исповедники Церкви Русской. Уроки столетия». В конференции приняли участие представители Шебекинского благочиния, педагоги Шебекинско..

Муниципальное родительское собрание на базе средней школы № 4 по вопросу проведения ГИА-9 в 2017-2018 учебном году

Продолжился цикл муниципальных родительских собраний в формате ОГЭ «Два и два со знаком «плюс» равно аттестат» для родителей (законных представителей) выпускников 9-х классов общеобразовательных организаций Шебекинского района. 24 октября 2017 года на базе средней школы..

Семинар по подготовке и передаче документов в архивы

09 августа 2017 г. ОГКУ «Государственный архив Белгородской области» совместно управлением по делам архивов Белгородской области и проведен обучающий семинар по вопросам подготовки и передачи документов в архивы с учётом требований Правил организации хранения, комплектован..

Пришли спасы – готовь припасы

14 августа у православных начинается Успенский пост. Но эта дата известна еще и тем, что в этот день православные отмечают Медовый Спас. Еще он называется Маковый Спас или Маковей. В этот день верующие несут в храмы мед для освящения. Не могли оставить этот народный ..

Открыли производственную линию

В последнее время не так уж часто в нашем районе открываются новые производства. Тем знаменательнее открытие новой производственной линии в ООО «Текнофид» по производству ферментированного белка с низким содержанием антипитательных факторов «Сойколак». Препарат этот ..

Акция по профилактике ДДТТ «День пешехода»

В период с 3 по 10 июля в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования прошла однодневная акция по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «День пешехода». Цель акции - повышение эффективности работы д..

Мнение редакции интернет сайта riasv.ru никогда не совпадает с мнением, высказанным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города
Copyright © 2014-2017 riasv.ru - региональное информационное агентство